Какие виды осветительных вышек бывают? 4 основных типа и помощь с выбором.
Каталог

    Заказы онлайн

    Вы всегда можете задать вопрос по телефону.


    +7 (499) 112-39-68

    Рабочие дни: 9:00-22:00
    Выходные дни: 9:00-18:00


Главная » Все новости

Какие виды осветительных вышек бывают? 4 основных типа и помощь с выбором.

21.04.2021

Для безопасного проведения строительных работ в темное время суток, а также для аварийно-восстановительных работ ночью или в темных помещениях, можно применять фонарики, отдельные прожекторы, развешивая их на импровизированные столбы-палки, а также можно пользоваться профессиональным портативным осветительным оборудованием, которое получило название "мобильная световая вышка". Производятся они серийно с 2014 года в России на предприятии "Аргус-М". Разбираемся что это такое и какие бывают вышки и для каких случаев их применяют.

Словосочетание мобильная световая вышка, дизельная мачта, осветительная установка с генератором и другие варианты - это общее обозначение профессионального класса приборов, призванных за короткий отрезок времени (от нескольких секунд до минут) развернуть мощный источник освещения на заданной высоте (в основном, при помощи телескопической металлической мачты), при этом, чаще всего, в составе этого изделия есть некий источник электроэнергии (например, аккумулятор или портативная электростанция).

Таким образом, мобильная световая вышка представляет собою сложное техническое изделие, состоящее из следующих элементов:

1. Встроенный источник электроэнергии (бывают варианты исполнения без источника электричества)

2. Транспортировочную платформу (автоприцеп или тележку, реже колесики генератора или треногу)

3. Металлическую телескопическую мачту, которая раскладывается (поднимается вверх) при помощи лебедки и поднимающая при этом закрепленный на ней источник освещения

4. Оголовник осветительной мачты, чаще всего это один или более (распространены 2, 4 и 6) прожекторов, поднимаемых с помощью телескопирования мачты на заданную высоту. 

5. Пульт управления или другие технические решения для приведения в работу осветительной вышки.

Всего выделяют следующие типы профессиональных осветительных мачт в зависимости от их исполнения:

1. По наличию автономной электростанции: 

А. С встроенным автономным источником питания (встроенный генератор с бензиновым или дизельным двигателем) или с солнечными панелями и аккумуляторами.

Б. Без встроенного в мобильную осветительную установку источника питания (в тех случаях, когда у вас УЖЕ есть свой генератор или доступна бытовая сеть 220 В, либо промышленная сеть 380 В).

Чаще всего и гораздо удобнее, когда в осветительной вышке уже есть автономный источник электроэнергии - это позволяет использовать изделие во всех возможных сферах применения, полноценно раскрывая мощный потенциал оборудования.

2. По принципу транспортировки оборудования:

А. На базе автоприцепа (трейлера) - классические осветительные мачты со встроенной электростанцией, самый распространенный вариант исполнения - "Аргус-Прометей" с дизельгенератором, 9-ти метровой телескопической мачтой и 4 мощными металлогалогеновыми прожекторами, каждый по 1000 Вт. Такая станция освещает 30 тысяч квадратных метров и служит серьезным подспорьем в строительных и ремонтных работах в темное время суток.

Б. Возможен вариант исполнения мачты на тележке по типу аэропортной или транспортируемой силами человека. На такой транспортной тележке устанавливается мачта и источник питания (при наличии такой опции, см п.1).

В. Чуть реже встречаются варианты исполнения на базе электростанции бензиновой или дизельной. Такие установки получили название "Пегас" и используются при проведении работ на небольой площади. Их преимущество в относительной компактности и легкости перемещения мачты даже одним человеком.

Особняком в этом варианте исполнения можно выделить изделие с надувным тканевым рассеивателем - так называемая "Световая Башня" или "Световая Вышка". Их часто можно видеть в аварийно-спасательных машинах МЧС России, а также в выпусках новостей про трагические события, связанные с падением самолетов или взрывами газа. Световые башни очень компактны и при этом эффективно освещают значительную площадь, помогая спасателям проводить спасательные работы в темное время суток.

Г. Если мачта устанавливается на трипод (треногу), то такие мачты называются переносными, даже если они очень большой высоты в рабочем положении.

Д. Также встречаются мачты, устанавливаемые на кунг автомобилей (на контейнеры, на кузов автомобиля и иные варианты размещения осветительной мачты в составе автомобиля или специального средства.

3. По типу источника света:

А. Оголовники мачт (светящая часть осветительной вышки) могут состоять из одного и более источника света. В последние годы чаще всего в качестве источника света применяется светодиодный прожектор (LED). К явным преимуществам такого источника является низкая потребляемая мощность при высоком КПД прожектора. Возможность создания так называемой линзованной оптики для создания нужной диаграммы освещенности. Также к плюсам светодиодных источников света относят их относительно малый вес и небольшие габариты. Также к несомненным плюсам светодиодных прожекторов относят их устойчивость к вибрациям, которые неизбежны при транспортировке мачт, а также их развертывании и складывании.

К недостаткам светодиодных прожекторов относится не способность дешевых блоков питания (драйверов) работать длительное или даже короткое время с пилообразным напряжением на выходе электрогенератора. Такие прожекторы просто сгорают при включении их в составе установки с питанием от дизельного или бензиногового генератора! Поэтому крайне важно тщательно подходить к вопросу проектирования осветительных мачт и выбору комплектующих для осветительной части световой вышки. Также следует отметить, что далеко не все светодиодные источники света обладают хорошим индексом цветопередачи. Иногда светодиодный свет бывает не очень приятен для глаз.

Б. Второе место среди источников света для осветительных вышек уверенно занимают металлогалогеновые прожекторы (МГЛ), которые являются классическим источником, применявшемся много лет до появления диодных прожекторов. Такие прожекторы обладают относительно высоким КПД, отличаются хорошей цветопередачей (сравнимой с солнечным светом, что позволяет комфортно работать при свете таких прожекторов).

В. Чуть реже применяются натриевые источники света (ДНаТ), которые светят довольно мощно, однако светят они желтым светом, различимость предметов в таком свете несколько хуже. Главный их недостаток именно в этом - свет от лампы ДНаТ желтый, не естественный. Однако, такие лампы также хорошо зарекомендовали себя в составе осветительных мачт на тех месторождениях, к примеру, где встречается с зеркальным эффектом, и отраженный белый свет слепил бы работников карьера. Поэтому на таких месторождениях применяют желтый свет от натриевых ламп. Также именно ДНаТ лампы применяются в так называемых световых башнях (надувных аварийных осветительных установках, их принцип работы - рассеивание тканевым куполом света от лампы. При этом сам купол постоянно накачивается встроенным мощным компрессором и удерживает вертикальное положение. Вверху такого купола и закреплена лампа ДНаТ).

Г. Наименее популярные на сегодняшний день светильники с галогеновыми лампами (не путать с металлогалогеновыми). Такие источники света дают наименьший световой поток и чаще других испытывают проблемы при вибрации светильников.

Однако, к преимуществам галогеновых ламп стоит отнести относительную дешевизну, малый вес и относительно приятную для глаз цветопередачу.

4. По типу подъемника и высоте подъема источников света:

А. Классическим является наиболее известное и популярное решение - это металлическая (стальная или алюминиевая) мачта с ручной лебедкой. Подъем мачты осуществляется путем вращения ручки лебедки, которая через систему блоков выдвигает секции телескопической мачты один за другим.

Такой способ подъема отличается большой надежностью, большой грузоподъемностью, удобством эксплуатации, а также безопасностью (при применении лебедок с обратным тормозом).

Б. Мачта без лебедки, с ручным телескопированием секций. Выдвижение мачты производится вручную, с помощью мышечной силы. Минусом таких мачт является сложность подъема при значительном весе прожекторного оголовника. Отсюда вытекает и второй недостаток таких мачт с ручным выдвижением - невозможность использования мощных прожекторов больших весов и габаритов, а также относительно низкую высоту подъема такого рода мачт. Обычно высота таких мачт ограничивается 5-7 метрами.

В. Мачта с пневматическим привдом. Такие мачты хороши тем, что вместо мышечной силы для выдвижения секций применяетя накачивание (ручное или с помощью автоматичесого компрессора) интегрированного в мачту насоса, который вкачивает под давлением в герметично соединенные секции мачты воздух, заставляя подниматься секции мачты. К плюсам такого типа мачт можно отнести относительное удобство подъема. К недостаткам (существенным) относится то, что такие мачты из за герметичности на морозе выходят из строя из за скапливания воды в виде конденсата и последующего расширения при замерзании. проявляется эффект разрыва уплотнителей мачты, что выводит ее из строя, делая невозможным продлолжение эксплуатации. Выходом из этой ситуации является установка так называемых грязесъемников на секции мачт, которые частично решают эту проблему.

Г. Гидравлические мачты с подъемом от масляного гидравлического насоса. Принцип работы таких мачт схож с работой обычной мачты с лебедкой. Схожесть заключается в том, что выдвижение секций происходит ввиду натяжения троса посредством блоков. Однако, в данном случае натяжение троса создает не механизм лебедки, а гидравлический поршень, выталкивающий первую секцию мачты, и натягивающий этим трос, приводя в движение посредством блоков остальные секции мачты.

К достоинствам такого типа подъемника относят удобство эксплуатации (возможность использование пульта управления вместо вращения мышечной силой рукоятки лебедки). А также значительно большую мощность, а значит, и грузоподъемность такого типа мачт. К существенным недостаткам гидравлических мачт относится сложность работы в условиях Севера и сильных морозов, а также "боязнь" пыли и грязи.

Д. Особняком стоит так подъемник у аварийной осветительной установки "Световая Башня" - принцип подъема лампы наверх заключается в постоянном наддуве воздуха под давлением в герметичный тканевый рукав, вверху которого закреплена лампа ДНаТ (реже диодный источник света), при этом высота подъема изменяется в фиксированных диапазонах (обычно 3, 5 или 7 метров). К достоинствам такого подъемника относится его чрезвычайная компактность, что особенно удобно при перевозке, например, в кузове аварийно-спасательного автомобиля. К серьезным минусам такого подъемника относится боязнь грязи (при падении купола башни в грязь она теряет светорассеивающие свойства на порядки), а также риски, связанные с нарушением герметичности самого рукава (обычно его или прожигает горячей лампой при преждевременном сворачивании купола, или протыкают инструментом при не аккуратном использовании). Отдельно выделяется такой недостаток как неустойчивость конструкции при пропадании, например электричества (случайно выдернутая из розетки вилка питающего кабеля башни приведет к падению купола и одновременном наступлении всех вышеперечисленных проблем: купол испачкается, лампа или прожжет купол или разобьется при падении на землю). Поэтому следует соблюдать меры предосторожности при работе с таким типом подъема лампы в осветительных установках. Вместе со всем вышеперечисленным, основным преимуществом, чаще всего перекрывающим все недостатки, является уникальная компактность световых вышек с тканевым куполом.

Материалы являются интеллектуальной собственностью предприятия "Аругс-М" и никакая их часть не может быть перепечатана, 
переиздана или использована без письменного согласия правообладателя. (с) 2021 "Аргус-М"